Как организовать акцию, чтобы не было вопросов со стороны контролирующих органов

Вначале необходимо определиться, какой вид поощрения или стимулирования предоставляется покупателю. Выбор вида поощрения или стимулирования, его содержание, сроки проведения и прочие условия определяются поставщиком самостоятельно и должно быть зафиксировано в определенных документах.

Судя по вопросу, речь идет о бонусах или подарках. Вообще, понятие «бонус» в законодательстве не определено, но обычно под бонусом понимают некое поощрение в виде поставки дополнительной партии товара бесплатно. Подарок – может быть премией в натуральной форме, либо бонусом, когда сначала предоставляется скидка, а потом реализация за счет возникшей задолженности. Но подарок чаще всего понимают как безвозмездную передачу в рамках рекламной акции (п. 2 ст. 423, ст. 572 ГК). Такую позицию занимают и налоговые органы.

Бонусы же необходимо рассматривать как предоставление скидки и одновременно реализацию товаров счет возникшей задолженности перед покупателем. Эту сумму задолженности вы должны квалифицировать как полученный аванс, соответственно, необходимо начислить НДС. Такой порядок вытекает из позиции Минфина по учету авансового НДС, изложенной в письме от 31.08.2012 № 03-07-15/118. Следовательно, необходимо оценить этот риск.

Поскольку поощрительные или стимулирующие маркетинговые ходы чаще всего применяют в рамках рекламных акций, то необходимо иметь как минимум приказ руководителя на проведение такой акции. Очень хорошо иметь Положение о проводимой акции, утверждённое приказом руководителем. Лучше всего иметь утвержденную Маркетинговую политику, являющийся частью учетной политики организации. Также можно подстраховаться приказом (распоряжением) руководителя об утверждении прайс-листов на весь ассортимент продаваемых товаров, в том числе с описанием поощрений для покупателей, приказом об уценке сезонного или залежавшегося товара, приказом о переоценке товара в связи с истечением или приближением даты истечения сроков годности или реализации товаров, текстами рекламных рассылок, направленных покупателям. Помним, что основная цель акции - продвижение новых товаров или сбыт товаров, не пользующихся спросом.

Если вы работаете с бонусами постоянно, включение условий по бонусам в договор с покупателем, либо оформление в виде дополнительного приложения к такому договору, являющимся его неотъемлемой частью значительно снизит ваши риски. Не будем забывать, что есть сложности учета бонусов или подарков у ваших покупателей.

Хотелось бы обратить внимание, что наименее рискованным в данной ситуации является применение скидки. Под скидкой понимают уменьшение договорной цены на товар за выполнение определенных условий. Уменьшение суммы задолженности покупателя за поставленный товар тоже можно рассматривать как скидку. Но следует помнить, что при применении скидки более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы могут проверить правильность применения цен по сделкам (подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ). При выявлении отклонения они вправе доначислять налог и пени.

Поэтому во избежание разногласий с налоговыми органами лучше устанавливать максимальный размер скидки в 20 процентов от уровня обычной цены (если цены держатся на уровне средних рыночных).

Однако это не означает, что размер скидки не может быть больше 20%. Главное, иметь обосновывающие документы, о которых мы говорили выше, а также учесть дополнительные нюансы.

Очень опасно смешивать три понятия (скидка, бонус, подарок) в рамках одной акции. Да и покупатель четко должен пронимать, какие условия необходимо выполнить, чтобы получить поощрение (бонус или скидка). Поскольку подарок чаще всего носит стимулирующий характер, то выражение «купите один товар, второй – в подарок» будет неверным, так как подарок, скорее всего, будет идентифицирован как безвозмездная передача. В соответствии с Федеральным законом от 13.03.06 № 38-ФЗ реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц. А в данном случае этот круг определен – подарки предлагаются только тем, кто купил первый товар. У налоговой инспекции будут основания заявить, что товар передан безвозмездно. Это значит, его стоимость не уменьшает базу по налогу на прибыль. Кроме того, возникает обязанность уплатить со стоимости подарка НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Таким образом, затраты на подарки по таким акциям лучше не проводить как расходы на рекламу.

Если применяются скидки, продажу двух товаров по цене одного безопаснее всего оформлять как снижение продажной цены обоих товаров (как скидку), и таким образом оформлять отгрузочные документы.

Если же применяется бонус, то в обосновывающих документах (положение, приказ и т.п.) необходимо сделать оговорку о том, что стоимость одного товара, указанного в прайсе, включает в себя еще и стоимость второго товара. Тогда бонус будет не безвозмездно переданным, а реализованным. В этом случае можно правомерно уменьшить налогооблагаемую прибыль на его стоимость в соответствии со статьей 268 Налогового кодекса, следовательно, не надо будет начислять НДС с безвозмездной передачи.

Таким образом, для снижения рисков важно определиться с видом маркетингового хода, правильно оформить документы, регулирующие проводимые акции. Это поможет не потерять на излишней уплате налогов. Оформление документов также будет зависеть от выбранного маркетингового хода.

Каталог услуг


Статьи

6 октября 2020 Почему аутсорсинг — это будущее бухгалтерии в ближайшие пять лет? Если вам кажется, что аутсорсинг не развивается или теряет актуальность, вы глубоко заблуждаетесь. Спрос на бухгалтерское обслуживание только растет. Читать
18 июня 2020 Connected Planning — новое в финансовом планировании? Бюджетирование и бизнес-планирование некоторое время назад стали реальностью российского бизнеса, причем не только крупного, но и среднего, а также малых предприятий. Читать
10 июня 2020 Как организовать акцию, чтобы не было вопросов со стороны контролирующих органов? Вначале необходимо определиться, какой вид поощрения или стимулирования предоставляется покупателю. Выбор вида поощрения или стимулирования, его содержание, сроки проведения и прочие условия определяются поставщиком самостоятельно. Читать
18 мая 2020 Как учитывать расходы из-за коронавируса Из-за эпидемии коронавируса у всех предприятий неизбежно возникают дополнительные расходы. И это не только покупка градусников, масок и бахил. Читать
8 мая 2020 НДФЛ против коронавируса. Новый налог на процентный доход по банковским вкладам и долговым ценным бумагам Действовавшие ранее льготы по налогообложению НДФЛ процентных доходов по вкладам (остаткам по счетам) в российских банках и некоторых доходов по долговым финансовым инструментам, отменяются. Читать
23 апреля 2020 Производственный кооператив. Плюсы и минусы. Примеры из практики Производственный кооператив достаточно часто упоминают как эффективную модель налоговой оптимизации в части уплаты страховых взносов. Он действительно дает в этом плане ряд возможностей, однако не так много, как об этом заявляют некоторые «налоговые Копперфильды». Читать
14 апреля 2020 Фиксированные платежи для ИП в 2020 году Фиксированный платеж ИП 2020 года отличается от аналогичных платежей предшествующих лет. В чем заключаются эти отличия? Читать